Дым бывает разный. Соответственно и разные причины.
Если дым белый после ночной стоянки - это конденсат. После предыдующей поездки, двигатель и выпускная система горячая. При остывании двигателя воздух вместе с содержащимся в нёмводяным паром ( к вечеру до 80-90 процентов), засасывается в глушитель, и конденсируется в нём. При утренней заводке, находящаяся в глушителе вода горячими выхлопными газами нагревается, вот отсюда и белый пар.
Если дым белый постоянно и на прогретом двигателе, и, если уходит антифриз, значит пробита прокладка ГБЦ. В этом случае из выхлопной запах антифриза и сладковатый привкус.
Если дым чёрный, значит топливная смесь обогащённая. Бензин полностью не сгорает, образуется сажа в выхлопе. Скорее всего льют форсунки - или сами виноваты, или регулятор давления топлива.
Если дым сизый - угар масла. Здесь может быть два момента. 1. Если сильнее дымит под нагрузкой или при перегазовке,маслосъёмные кольца (замерить компрессию). В этом случае под нагрузкой и повышении оборотов, при рабочем такте двигателя раскалённые газы прорываются в картер, увеличивают давление в нём, и через систему вентиляции картера пары масла под давлением попадают снова в цилиндры и сгорают. 2. Если сильнее дымит наоборот при сбросе газа или торможении движком, при этих действиях в цилиндрах увеличивается разряжение, и масло через изношенные маслоотражательные колпачки попадает в цилиндры и тоже сгорает. В этом случае резьбовая часть свечей будет в масле.